Технология укладки тротуарной плитки на бетон

Виды брусчатки

Для укладки брусчатки своими руками выделяют три основных материала: каменная брусчатка, клинкерная и бетонная. Если  уж точнее, то второй и третий вид называют тротуарной плиткой. Все равно это «брус» для мощения.

Каменная брусчатка

Это самый древний в мире материал для строительства дорог, использует гранит, базальт, известняк, песчаник, сланец. Практически любой природный камень. Но наибольшее применение получила гранитная брусчатка, во-первых благодаря своей прочности, во-вторых — достаточно привлекательной цветовой гамме.

Базальт прочен, но серого цвета с небольшими отклонениями оттенков, темно-серого (почти черного).

Остальные породы не такие прочные на истирание, но для участка собственного дома или дачи вполне подойдут, это не аллея в общественном парке с высокой проходимостью.

По степени обработки отличают:

  • пиленую;
  • галтованную;
  • колотую.

Клинкерная брусчатка

Керамическая однообжиговая плитка из тугоплавких глин, полученная при длительной термической обработке с температурой 1200-1250°C.

Технологический процесс позволяет получить материал не уступающий граниту по прочности, водо- и морозостойкости. Ее износостойкость и долговечность  самая высокая для искусственных каменных материалов.

Бетонная брусчатка

Бетонная тротуарная плитка подразделяется на вибролитую и вибропрессованную.

Вибролитая плитка в декоре более привлекательная — большое разнообразие цвета и формы. Многим нравится гладкая поверхность, до первого дождя или снега.

Встречается недостаток, как низкая морозостойкость, хотя часто это происходит из-за несоблюдения производителем технологии или экономии на цементе и присадках.

Вибропрессованная плитка не имеет разнообразия цвета и форм, поверхность шершавая ( больше достоинство). Технология производства как у полусухого бетона.

Во-первых, ее прессуют не только на столе, но и при помощи пуансона. Во-вторых, прочность полусухого бетона без модификаторов на 25% выше, чем у обычного, а с модификаторами — до 48% . В-третьих, водостойкость сравнима с гидротехническим бетоном (отсюда и морозостойкость очень высокая). Есть еще достоинства, но они больше относится к самому производству.

Пошаговая инструкция

Все последующие работы состоят из нескольких этапов, каждый из которых следует проходить со всей тщательностью, потому что от этого зависит качество и долговечность сооружения. Даже если на плите было решено сэкономить, на укладке этого делать не стоит.

Качественное основание не просядет и не деформируется, будет хорошо пропускать влагу и выдерживать предполагаемые нагрузки.

Установка бордюров

Бордюры являются ограничителями, препятствующими тому, чтобы будущий тротуар разъехался. Для их установки вдоль подготовленной траншеи прокапывают канавки, дно которых укрепляют щебнем.

Пустоты в щебне заполняются песком. На щебень по уровню ставят бордюры и закрепляют их цементно-песчаным раствором. Не стоит готовым раствором заливать все бордюры сразу — каждый укрепляется замком из бетона индивидуально.

По окончании работ высота бордюров для обеспечения хорошего водостока должна быть вровень или на 10–20 мм ниже верхнего края брусчатки. Высота, в первую очередь, регулируется глубиной прокопанных канавок. На высыхание бетонных замков даются примерно сутки, затем канавки с бордюрами засыпаются почвой до общего уровня дна траншеи.

Вдоль внутренней стороны одного из бордюров укладывается сточный желоб, в сторону которого нужно будет делать уклон дорожки.

Создание подушки

На геотекстиль насыпается крупнофракционный песок слоем 5 см. Его поверхность выравнивается граблями и обильно смачивается водой. Перед следующим этапом работ при пасмурной погоде нужно выждать сутки, при солнечной достаточно 2–4 часа.

Затем поверхность разравнивается профилем или трубой и на нее насыпается слой щебня толщиной 10 см. Щебень трамбуют. Нельзя укладывать щебень сразу на геотекстиль во избежание повреждения последнего.

Поверх щебня насыпается еще 5 см песка, который распределяется так, чтобы заполнить все пустоты. Этот слой нужен для расклинцовки щебня и выведения основания «в ноль». Поверхность снова трамбуется, проливается водой (в результате чего песок частично уйдет в промежутки между гравием) и выравнивается.

В результате получится идеально ровная подушка, на которую и предстоит укладывать плиты.

Техника укладывания своими руками

Так как правильно укладывать тротуарную плитку на песок?

Чтобы не топтаться по утрамбованному песку, изделия укладывают в направлении от себя. Мастер, находясь на уже выложенной поверхности, укладывает брусчатку перед собой, немного вдавливая в песчаное основание, и по ней же продвигается вперед.

Между плитами оставляется зазор в 1–2 мм. Для удобства используют спички, тонкие деревянные колышки или крестики для керамических изделий. Некоторые производители выпускают изделия сразу с ограничителями по бокам, которые позволяют выдерживать требуемое расстояние.

Горизонтальность каждого ряда проверяется строительным уровнем, с помощью резиновой киянки, песка и мастерка поверхность корректируется:

  • если плита выступает над остальными, углубить ее можно, постучав киянкой или сняв под ней слой песка;
  • если плита заглублена по сравнению с остальными, ее следует приподнять и увеличить слой подушки.

Брусчатку, возможно, придется подрезать. Для этого ее прикладывают к нужному месту в дорожке, делают отметку и только потом отсекают лишнюю часть.

Для резки плитки используется «болгарка», но если прорезать ей плитку полностью, в дальнейшем могут появляться трещинки. Поэтому «болгаркой» только делают надрез, а дальше изделие аккуратно раскалывают.

Заделка швов

Для предотвращения смещения плитки относительно друг друга, их закрепляют, просыпая поверхность песком с таким расчетом, чтобы были заполнены все промежутки. Щеткой или веником песочек распределяют равномерно, а затем поверхность проливают водой — это уплотнит засыпку. Процедуру, возможно, придется повторить 2–3 раза, а в дальнейшем проводить после обильных осадков.

Иногда промежутки заделывают с помощью смеси песка и цемента, которая затем проливается водой, чтобы цемент «схватился», а плитки между собой были лучше сцеплены.

Но подобный прием ухудшает проникновение влаги в дренаж, а потому использовать его на частных территориях и дорожках с малой проходимостью нецелесообразно.

Рабочие моменты

На бетонную поверхность насыпают пятисантиметровый слой сухой смеси и цемента с песком (соотношение 1 к 5). В процессе работы создают уклон покрытия на 2—4 градуса. Для выведения влаги из-под тротуарной плитки ставят пластиковые куски трубок в вертикальное положение (на 1 кв. м берут 1 штуку). Когда бетонная смесь застынет, трубы срезаются так, чтобы они получились вровень со стяжкой. Их отверстия наполняют щебнем.

Монтируют брусчатку от края бордюра. Мастер кладет 4 плитки и по шнуру с уровнем выводит ровный горизонт. Часто приходится ровнять изделия, поэтому используют резиновую киянку, которой наносят удары в неровные места или подсыпают под брусчатку цемент или гарцовку. Способ эффективен, поскольку денежные и физические затраты существенно снижаются. Преимущество заключается в монтаже на замощенное покрытие, но недостаток состоит в том, что сухую смесь придется тщательно уплотнять.

Профессиональные работники для трамбовки применяют виброплиты, а для обустройства маленькой площадки достаточно соорудить инструмент из металлического швеллера и трубки. Также создают слой из цементного раствора толщиной до 3 см. Смесь разравнивают зубчатым шпателем. Такая «мокрая» технология кладки изделий предполагает изначальное обустройство участка цельными плитками. Затем отрезают куски материала и крепят на раствор, но делают это только после высыхания основной бетонной стяжки. Излишки смеси устраняют кельмой. Чтобы обеспечить покрытию ровную плоскость и уклон, применяют уровень, правило и шнур.

Невзирая на разные методы кладки тротуарной плитки, зазор между брусчаткой всегда составляет 5 мм. Образовавшиеся швы заделывают либо кварцевым песком, либо гарцовкой. По окончании щели проливают водой. По облицовочной монтированной поверхности допускается ходить только после 24 ч.

Если прикреплять материал на клей, то придется задать некий уклон. Слой строительной смеси составляет 5—10 мм, поэтому необходимый градус наклона создают на начальном этапе ремонта бетонного основания или в процессе создания покрытия с нуля. Застывает клейкий раствор по-разному. Перед работой желательно посмотреть инструкцию на упаковке. Специалисты рекомендуют изготавливать смесь в небольших порциях, тогда она не застынет так быстро.

Как и в других видах монтажа брусчатки, швы заполняются гарцовкой или клеем. Неоспоримый плюс заключается в том, что при таком способе монтажа плитка будет прочно держаться на бетонной стяжке. Часть строителей использует именно эту технику укладки изделий. Минус кроется в затруднительной замене одного элемента на другой без разлома материала. Из-за этого часто ломают поврежденное изделие и меняют на новое.

Важные нюансы, можно ли избежать ошибок?

При расчете габаритов тротуара важно учитывать размеры плит для предотвращения большого объема работ по обрезке элементов и сокращения отходов. Схема монтажа блоков “шахматкой” наиболее экономична, при укладке по диагонали объем отходов увеличится

Для создания долговечного покрытия необходимо сделать стоки для воды и обеспечить уклон поверхности. Перепад должен составлять 5 мм на 1 м.

Работы по подготовке раствора выполняют на рабочем месте, состав смешивают небольшими порциями. Температурный режим рекомендован до 0°С. При минусовой температуре раствор бетона застывает, монтажные работы не проводятся.

Изделия, выполненные методом вибролитья, специалисты рекомендуют выкладывать на клеящую основу, цементный состав может повредить блоки, материалы не соответствуют по фактурам и цветовой гамме. Клей на вибролитые плиты наносится тонким слоем, обеспечивая надежное сцепление с поверхностью дороги.

Для укладки на бетонную поверхность должны использоваться плиты с морозостойкостью 200 циклов, прочностью на сжатие около 3 МПа, показателем истираемости при эксплуатации 0,7 г/см², параметрами водопоглощения около 5%.

Материалы должны быть с ровной геометрией в соответствии с линейкой размеров, отсутствием пористости на поверхностях, без внешних и внутренних трещин, с ровным тонированием.

Подробная инструкция: кладу плитку правильно

Как правильно положить тротуарную плитку? Ответ прост: поэтапно. Поэтапная работа проводится строго по правилам, что помогает избежать дефектов и получить качественный результат.

Бетонная подушка

Укладывать тротуарную плитку легче, если воспользоваться георешеткой. Решетка представляет собой соты из синтетического материала, устойчивого к гниению. Подобная конструкция прослужит более 50 лет и создаст прочный каркас, армирующий насыпные материалы.

Проходит монтаж в следующем порядке:

  1. Георешетка кладется на дно, после чего насыпают щебень на 15 см. Край решетки располагается ниже уровня щебня не помешает трамбовке.
  2. Утрамбовывается щебень подушки.
  3. Сверху кладется армирующая сетка.
  4. По разметке ставится опалубка.
  5. Заливают бетон. Для предотвращения холодных швов, понижающих прочность, бетон заливать непрерывно сразу после изготовления. Чтобы бетонное основание было плотным, нужно сразу после заливки погружного механизма — вибратора — отвести пузыри воздуха.
  6. Если площадь работ большая, необходимо через каждые 3 метра создавать температурный шов. Поэтому перпендикулярно опалубке и земле ставятся доски, после  заливки убирают.
  7. Заполняют пластичным раствором швы. Таким образом подушка защищена от разломов.
  8. Дренажные отверстия наполняются щебнем.
  9. Когда брусчатка уложена, под нее попадает влага. Для отвода монтируют асбоцементные или полипропиленовые трубы. Их верхний уровень на одной высоте с верхом бетонной подушки, а низ — на прослойке щебня.
  10. После застывания цемента опалубку снимают.

Готовая основа

Монтаж бордюра

После того как основание подготовлено, необходимо приступить к установке бордюра. Устанавливается в углубления, оставшиеся после демонтажа опалубки. Для этого используют жесткий бетон.

При помощи мастерка бетон выкладывается в ров. Затем сверху поочередно ставится бордюр. При помощи резиновой киянки камень вгоняют вниз в раствор Расстояние между блоками заполняется жидким бетоном.

В результате верхний уровень бордюра находится на 30 мм ниже верхнего уровня брусчатки. Иначе водяной сток затруднен. Через 24 часа зазоры, образовавшиеся между камнями и траншеями, засыпать песком.

Если делать как советует описание, забетонированный бордюр получится надежным и долговечным.

Укладка бордюров

Как проводить укладку на улице

Как уложить тротуарную плитку? Какова должна быть ее толщина? Какой нужен клей для тротуарной плитки? Эти вопросы задает человек, решивший приобрести данный материал.

Толщина плит зависит от назначения. Если целью является создание тротуара, достаточно 5 см толщины. Если брусчатка нужна для изготовления автомобильных подъездов, минимальная толщина — 6 см.

Укладка

Можно ли класть обычную тротуарную плитку на бетон при помощи сухой песочно-цементной смеси и цементно-песочного раствора? Да. Оба вида подойдут для работы. Есть два варианта того, как укладывать материал при помощи сухой песочно-цементной смеси (ПЦС):

В первом случае используется хорошо просеянный песок. Пропорции песка для изготовления раствора — 3 доли на 1 долю цемента. Раствор, если правильно приготовлен, по консистенции похож на густую сметану. Мастерком наносится равномерным слоем в 3 см на бетонную подушку. Затем начинается укладка тротуарной плитки на бетонный раствор по схеме. Резиновой киянкой брусчатка вбивается в раствор, строительным уровнем выверяется горизонтальность поверхности.
При использовании сухой ЦПС необходимо насыпать поверх бетона слоем толщиной в 4 см. Затем правилом или обычной доской выровнять поверхность. Далее выкладывать брусчатку

Чтобы плиточный настил получился качественным, важно правильно приготовить смесь из 6 частей песка и 1 части цемента. После работ площадку пролить водой, чтобы влага попала под настил на клей и заставила его застыть.

Когда монтаж завершен, потребуется заделка швов. Внутрь кладут сухую ЦПС, поливают водой. Повторяем несколько раз, пока не прекратится усадка. Спустя 3 дня убираем мусор и промываем водой из шланга.

Завершающий этап

Монтаж плитки на старое основание

Как класть тротуарную плитку на старое бетонное основание, когда новая дорожка прокладывается взамен старой, еще сохранившей стяжку.

Для начала следует убедиться, что на старый бетон не подействовало время, не раскрошился,  не образовалось серьезных дефектов. Перед тем как класть плитку на старое основание, нужно очистить от мусора. Затем зашпаклевать маленькие ямки, устранить выпуклости. Дальнейший процесс повторит стандартную укладку.

Уложенная плитка

Больше информации в следующем видео:

Плюсы и минусы

Материал имеет не только достоинства, но и недостатки, однако производители всегда стремятся снизить количество минусов и увеличить плюсы. Положительные стороны укладки брусчатки на бетон:

  • не придется приобретать дорогостоящее оборудование для создания тротуарной поверхности;
  • на стяжке, в отличие от песчано-щебневой подушки, проще добиться идеально ровной плоскости укладываемых плит;
  • длительный срок эксплуатации позволяет долго не проводить ремонт покрытия;
  • стройматериал монтируется легко и быстро своими руками;
  • армированная подложка и брусчатка удержат существенные механические воздействия и нагрузки, поэтому они устойчивые и прочные;
  • плитка, укладываемая на бетон, не деформируется под воздействием усадки почвы;
  • некачественная трамбовка не грозит частичными провалами почвы;
  • изделия изготавливают из высокопрочных компонентов, которые не разрушаются под воздействием внезапных перепадов температуры и дождя;
  • материал экологически чистый.

Недостатков значительно меньше, но если правильно соблюдать технологию мощения площадок и качественно сделать новую стяжку или отремонтировать ветхую, то проблем с этим не возникнет. Отрицательные стороны:

  • для брусчатки обязательно возводят водоотведение, иначе влага, попавшая в швы, при морозе замерзнет, а материал из-за этого лопнет, поэтому делают точечные водоприемники, а покрытие изготавливают с наклоном;
  • бетонная подложка позволяет ровно сделать тротуарное покрытие, но процесс работы намного сложнее, нежели с песчано-щебневой подушкой;
  • если возводить стяжку с нуля, то это мероприятие обойдется в круглую сумму.

Технология кладки брусчатки на песок

Подготовка основания

Территорию будущего тротуара или мощеной площадки необходимо тщательно подготовить. Для этого в почве делают канаву глубиной 20 см. Для пористых почв глубину канавы следует увеличить до 23-27 см. Если дорожка будет использоваться для автотранспорта, то слой снятой земли должен быть не менее 25-30 см.

Со дна траншеи убирают корни растений и крупные камни. Землю проливают водой из лейки и тщательно утрамбовывают, чтобы избежать оседания грунта. На дно траншеи укладывают геотекстиль: он не даст оставшимся корням растений прорасти через готовый тротуар.

Установка бордюров

Следующий важный этап укладки брусчатки на песок — монтаж ограничителей для тротуара. Вдоль дорожки прокапывают канавки, на их дно насыпают слой щебня и песка. На готовые основания ставят бордюры, после чего заливают их раствором цемента. Высота ограждений должна быть на 1-2 см ниже верхнего края брусчатки, чтобы на тротуаре не скапливалась вода. На полное высыхание цемента, в котором фиксируются бордюры, требуются сутки.

Обустройство песчаной подушки

На геотекстиль укладывается крупный песок (5 см). Слой проливается и выравнивается. Поверх него насыпается 10 см слой щебня. Щебень утрамбовывается, после чего засыпается еще 5 см песка. Это важный этап укладки брусчатки на песок, обеспечивающий создание максимально жесткого, неподвижного основания. Песок утрамбовывается, проливается водой и разравнивается.

Монтаж плитки

Брусчатку монтируют в направлении от себя, чтобы не портить подготовленную подушку. Каждую плитку тщательно фиксируют на своем месте и слегка вдавливают в песчаное основание. Между плитами оставляют 1-2-миллиметровый зазор (для этого применяют деревянные колышки).

Горизонтальность готового ряда оценивают при помощи строительного уровня. Неровности корректируют резиновой киянкой. Если элемент покрытия нужно приподнять, под нее насыпают песок. Для резки брусчатки применяют «болгарку»: с ее помощью делают небольшой надрез, после чего плитку аккуратно раскалывают.

Заделка швов

Это последний шаг в укладке брусчатки на песчаную подушку. Готовое покрытие просыпают песком, так чтобы он заполнил все промежутки между плитками. Песок распределяют при помощи щетки и заливают водой для уплотнения засыпки. Манипуляцию повторяют 2-3 раза, чтобы на поверхности тротуара не осталось ни одной щели.

Все материалы, которые потребуются, чтобы положить тротуарную плитку на песок, можно купить в магазине «Керамик Групп», а также заказать брусчатку по выгодной цене!

Рекомендации специалистов

Необходимо придерживаться ряда правил, тогда брусчатка будет служить намного дольше:

монтаж следует начинать с проектирования, имея четкое представление о том, как должна выполняться работа, можно получить улучшенный результат;
важно соблюдать пропорции компонентов, причем количество цемента и песка отличается для каждой из поставленных задач: засыпка основания, подготовка гарцовки и т. д.;
если нужно подогнать брусчатку по размерам, используют циркулярную пилу;
монтаж покрытия следует выполнять в сухую солнечную погоду, т.к

повышенная влажность воздуха, проливной дождь – основные факторы, способствующие потере свойств рабочим раствором.

Если на участке находится канализационный люк, его нужно обкладывать целой плиткой, затем выполняется заполнение неплотностей мелкими кусками брусчатки и цементно-песчаной смесью.

Технологические этапы монтажа

Разметка и подготовка территории

Все подобные работы начинаются с разметки. Для этого используются деревянные или металлические колышки, на которых закрепляется разметочная нить, ориентир.

От точности разметки, во многом будет зависеть качество укладки.

Особое внимание нужно уделить уклону дорожки. Традиционно уклон делается в пределах 1 — 3º, на 1 погонный метр, для обычных поверхностей

И до 5º при монтаже отмостки.
За разметкой, делается выемка грунта. Общий размер дорожного «пирога» будет порядка 400 мм. Отсюда рассчитывается глубина выемки грунта, с учетом того, что дорожка должна быть выше грунта, плюс иметь скат для дренажа. В среднем это порядка 20 – 25 см.

Проверка уклона дорожки.

Установка бордюра

Перед тем как уложить тротуарную плитку на бетонное основание, нужно обустроить само основание, а это конструкция тяжелая и многослойная. Большинство специалистов советуют начинать с установки бордюров.

Они будут исполнять роль естественной опалубки.

В противном случае, вам нужно будет смонтировать опалубку и после монтажа дорожки, все равно устанавливать бордюр.

  • Траншея под бордюр выкапывается ниже уровня основной кладки. Как правило, глубина траншеи составляет порядка 30 см ниже подошвы бордюрного блока. Расчет глубины должен производиться исходя из того, что верхний край блока монтируется ниже уровня дорожки на 20 – 30 мм. Это необходимо чтобы блок не мешал оттоку воды.
  • Изначально, в траншею засыпается щебень, на уровень 100 – 200 мм и хорошо трамбуется. После чего заливается раствор на толщину до 20 мм и устанавливается сам блок. Через сутки, когда цемент схватится, можно начинать строительство дорожки.

Размеры блоков для различных покрытий.

Обустройство бетонной основы

После выемки грунта, поверхность тщательно выравнивается и утрамбовывается, с учетом уклона.

На дно можно постелить 1 – 2 слоя геотекстиля, согласно технологии он необходим для защиты от прорастания зелени, но по нашему мнению, через бетонную плиту зелень и так не пробьется.

Схема тротуара в разрезе.

  • Нижний слой засыпается щебнем на толщину 150 – 200 мм. Щебень также должен быть хорошо утрамбован.
  • Если планируется монтаж покрытия под большие нагрузки, то на щебневую подушку укладывается арматурный каркас, с сечением прута около 10 – 12 мм. Для широкой пешеходной дорожки можно использовать сетку рабица. Узкие дорожки и придомовые отмостки, можно вообще не армировать.
  • Толщина самого монолитного слоя для автостоянок с большегрузными автомобилями или иных подобных сооружений, может доходить до 200 мм. На пешеходной дорожке достаточно 100 – 150 мм.
  • Бетон, как правило, используется марки М100 — М200. Чем выше марка бетона, тем он быстрее будет застывать и дольше простоит, но и цена у него также будет значительно выше. В таблице приведены основные пропорции закладки для различных марок бетона.

Пропорции закладки на цемент М400.

Укладка плитки

Ответ на вопрос — как укладывать тротуарную плитку на бетонное основание, достаточно прост. В двух словах, процесс похож на монтаж кафеля.

Разница лишь в том, что тротуарное покрытие можно монтировать на мокрый раствор песка с цементом, на сухой раствор песка и цемента в той же пропорции или на специальный строительный клей.

  • При сухой укладке, идет значительная усадка, поэтому с этой смесью работают больше профессионалы. Цена строительного клея достаточно высока. Наиболее рентабельным является вариант с цементно-песочным раствором.
  • В данном случае раствор готовится без добавления щебня, из просеянного песка и цемента. Марка делается на порядок выше, чем на подстилающем монолите и немного гуще.

Уплотнение швов песком.

Сначала плитку лучше уложить насухо, выкроить и пронумеровать края со сложными деталями. Для выкройки используется резка железобетона алмазными кругами. В случае, когда нужно пробурить технологическое отверстие, то используется алмазное бурение отверстий в бетоне.
На бетонное основание кельмой накладывается раствор толщиной 20 – 30 мм и устанавливается плитка. Плотная подгонка делается при помощи резиновой киянки. Для обустройства зазора 3 – 5 мм, используются пластиковые крестики

Важно сразу контролировать уклон.
После схватывания раствора 2 – 3 суток, щели между блоками при помощи веника заполняются просеянным песком. Через неделю, когда песок утрамбуется, зазоры между плитками затираются раствором.

Укладка на сухой раствор.

Бетонная брусчатка

Современный вид тротуарного камня – бетонная брусчатка. Хотя назвать ее чисто бетонной нельзя. Уже давно производители в процессе изготовления стройматериала стали вносить в сырьевой состав различные добавки, которые увеличивают прочность изделия, его износостойкость. При этом добились производители повышения такой характеристик как морозоустойчивость, что для северных регионов немаловажный фактор.

К плюсам можно добавить и следующее:

  • бетонная брусчатка за счет внесения в сырьевую массу красителей может быть разного цвета;
  • заливаемые формы также могут быть разными, именно этим решилась проблема угловых элементов, поворотов, скруглений, где сейчас обходятся без подрезки;
  • цена дешевле и каменной разновидности, и клинкерной.

Что касается недостатков, то необходимо отметить, что минус у бетонного вида один – человеческий фактор. Не соблюли пропорции смеси, особенно цемента, получили низкого качества материал. А значит, говорить о длительном сроке службы уже не приходится.

Бетонная брусчатка – разнообразие форм, размеров и цветаИсточник stroykirpich.com

Выполнение бетонного основания

Чтобы укладка тротуарной плитки на бетон не вызывала никаких проблем, необходимо качественно сделать работы по устройству бетонного основания:

  • Приготовление бетона. Использовать необходимо только качественные ингредиенты: цемент, песок, вода. В раствор также можно вводить отсев гранитной крошки, он придаст дополнительную прочность.
  • Бетонная масса распределяется в опалубку и в идеале вибрируется вибратором для уплотнения и предотвращения образования пустот.

Приготовление бетона является важной составляющей во всем процессе

  • Верхний слой выравнивается и формируется необходимый уклон, если это дорожка, то в обе стороны от центра, а если вы делаете отмостку, то в направлении от дома. Для отвода воды достаточно будет уклона в 1-2 градуса.
  • При бетонировании достаточно больших участков, необходимо устраивать температурные швы, через 1,5-2,5 метра, что позволит избежать разрушения конструкции под действием перепада температур; приготовленное таким образом, основание, укрывается плёнкой и оставляется для схватывания и приобретения достаточной прочности перед следующим этапом, укладки на раствор тротуарной брусчатки.

Зачем на бетон?

Мощение тропинок, парковок, переднего двора и зон отдыха тротуарной плиткой необходимо для повышения качества эксплуатации участка. В классической технологии элементы облицовки монтируются на песок или сухую смесь (1/5 цемент, песок, соответственно). Однако в сложных случаях применяется укладка тротуарной плитки на бетон для обеспечения стабильной геометрии покрытия:

  • подверженные усадке грунты – таковыми являются почвы с низким расчетным сопротивлением (пылеватый песок, торф, свежая не сформировавшаяся насыпь);
  • пучинистые грунты – способны разрушить покрытие, так как вспучивание неравномерно на отдельных участках, виной тому чешуйчатая структура глины.

Реже необходимо декорировать плиткой эксплуатируемые конструкционные элементы – пол гаража, сарая, отмостку, стяжку на парадном дворе, существующие дорожки. Демонтировать бетон в этом случае слишком долго, он является прочным основанием, поэтому плитка укладывается поверх него.

Существует несколько способов мощения, пошаговая инструкция к каждому из них приложена ниже. Однако застройщику следует учесть нюансы:

  • пучение грунтов – если облицовывается отмостка или дорожка из бетона, эксплуатирующаяся несколько лет, и не разрушившаяся за это время, можно быть уверенным, что глины под ней нет, если же планируется заливка новой бетонной стяжки в силу вышеуказанных причин, то абсолютных гарантий, что в промерзающем слое глинистые почвы отсутствуют, у владельца участка нет;
  • влага – бетонная стяжка и бордюры по бокам (у отмостки бордюр и фундамент с другой стороны) представляют собой жесткий короб, дождевые стоки, даже при наличии сбоку желоба ливневки, частично проникают внутрь конструкции через швы, насыщают бетон (возможно растрескивание при замерзании) и пропитывают раствор или песок, которые вспучиваются зимой.

Жесткое бетонное корыто может накапливать осадки, не давая им испаряться.

С другой стороны – в отличие от глины, насыщенный влагой песок увеличивается при замерзании в объеме равномерно:

  • вся плитка приподнимется на одинаковую высоту зимой, не доставив неприятностей владельцу;
  • весной вода оттаивает, плитка вернется в исходное состояние.

Поэтому данным нюансом чаще всего пренебрегают, особенно в сочетании с линейной ливневкой, желоба которой установлены по наружному периметру отмостки или с одной стороны дорожки между поребриками и плиткой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семь балок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: